Психолого-педагогическое сопровождение

 

Если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна узнать его

также во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

Психолого-педагогическое сопровождение — это взаимодействие студента, преподавателя, администрации колледжа, направленное на поэтапное овладение совокупностью профессиональных компетенций.

Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется тем, в какой мере педагог располагает сведениями о том, что знают и умеют учащиеся. Только опираясь на объективные данные о возможностях психического развития каждого обучающегося, можно эффективно оказывать ему помощь в процессе обучения.

Целью психолого-педагогического сопровождения  в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития учащихся;
  • помощь (содействие) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, родителями;
  • -психологическое обеспечение образовательных программ;
  • -развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

 

Психолого-педагогическое сопровождение контроля качества учебно-воспитательного процесса включает в себя:

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

  • диагностика (индивидуальная и групповая);
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов, родителей.

Сравнивая учителя с врачом, В.А. Сухомлинский писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе». Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания, в частности — при правильной организации УВП.

В течении  учебного года проводится следующая работа:

-индивидуальные беседы со студентами, тренинги, анкетирования, оказание психологической помощи в решении выявленных личных проблем.
-посещение уроков с целью наблюдения за студентами в урочной деятельности;

-работа с родителями: проводятся  беседы с родителями по вопросам воспитания и обучения подростка;

— осуществлялись в течение первого полугодия рейды в общежитие с целью контроля посещения учебных занятий в колледже, соблюдения дисциплины обучающимися, недопущения нарушения правил проживания в условиях общежития;

— проведено обследование условий проживания семей обучающихся, с целью выявления детей, проживающих в социально-неблагополучных семьях.

Проведена диагностика первокурсников с целью  выявления степени адаптации, уровня  тревожности, трудностей  в обучении.

Всего было охвачено студентов 1- ого курса — 14:

Из них две девушки  и 12 юношей. Возраст студентов –15-17 лет.

Группа довольно активна, полна творческой энергии. Преобладают положительные духовные запросы, стремление к учебе. Все члены группы стремятся сотрудничать и помогать друг другу. Вместе с тем, у некоторых наблюдается потребность в самоутверждении и самореализации, стремление выделится.

Большинство студентов группы живут в общежитие, что сильнее сближает их, они стремятся постоянно общаться друг с другом, а также поддерживают дружеские отношения со студентами других групп.

Группа умеет регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния. Ребятам нравится быть вместе, участвовать в совместной деятельности.

Студенты заинтересованы своей будущей профессией. Никто не сожалеет о сделанном выборе.

 

В начале учебного  года изучение уровня адаптации студентов нового набора показали следующие результаты:

— Причина поступления в колледж: по совету родителей-13 (по совету друзей, приятелей-1)

-Ждут помощи в реализации своих целей от родителей-9, от родителей и преподавателей-3,от знакомых- 1  и от всех по – не многу -1.

— 10 студентов хотят закончить колледж на 4-5  и т.д.

С целью определения степени выраженности суицидальных намерений, необходимости психологической помощи, была использована Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, которая помогла  выявить уровень ощущения одиночества личности. В результате проведенного исследования у всех студентов выявлен низкий уровень одиночества, чрезмерно чувствительны к критике, нерешительны, зависимы.

Тест-опросник С.В.Ковалева предназначенный для определения уровня самооценки личности показал  у всех студентов низкий уровень самооценки, при котором студенты нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других, застенчивы.

Помимо всех перечисленных мероприятий в целях профилактики суицидального поведения является наблюдение за поведением подростков, беседы с сокурсниками, куратором и мастером.

Анкета предназначенная для экспресс-диагностики, позволила выявить детей групп риска:

-тревожности – 14;

-неуверенные – 10;

— застревающие- 3 (долго застревают на своих мыслях и чувствах, переживаниях, долго помнят обиды);

— с трудностями произвольности и самоорганизации-5   (характеризуются как невнимательные, рассеянные, могут нерационально использовать время, неустойчивая работоспособность, во-время работы могут часто отвлекаться)

Инфантильные-2 (личная незрелость, задержка в развитии и т.д.).

 

Чтобы выявить структуру межличностных отношении в группе основанную на симпатиях и эмоциональных связях, социометрическое исследование показало и выявило лидеров группы.

После обследования,  преподавателям были даны следующие рекомендации: в отношении со студентами создавать доверительные отношения, доброжелательную обстановку на занятиях, создавать фактор успеха, не давать установок на неуспех. При выполнении учебных занятий использовать демонстрационный материал, давать четкие и конкретные задания.

Из результатов опроса сделаны следующие выводы: очень радует то, что студентам нравится обучаться в нашем колледже, полностью удовлетворены своими отношениями с одногруппниками и что имеют в группе друзей, доступен материал, которые объясняют преподаватели, нравится отношение преподавателей.

Из наблюдений за группой можно сделать вывод, что характер общего «эмоционального климата» в коллективе бодрый, жизнерадостный. Группа очень дисциплинирована. С учащимися, можно работать, среди них есть позитивные, на которых следует обратить особое внимание для вовлечения их в активную жизнь колледжа,  есть трудолюбивые, так же  есть учащиеся,  которые требуют особого внимания со стороны мастера и куратора группы. Куратору и мастеру нужно постоянно работать со студентами, интересоваться не только их учебой, но и душевным состоянием

Для студентов первого курса очень важно постараться как можно быстрее привыкнуть, втянуться в студенческую жизнь и учебу. Поэтому им следует как можно больше общаться друг с другом, проводить  совместные экскурсии.

Для более тесного общения учащимся необходимо чаще проводить мероприятия, в которых была бы задействована вся группа, а так же делать их разнообразными в целях предотвращения падения интереса к коллективной работе. Так же следует проводить семинары- беседы на морально-этические темы, возможно даже с докладами самих студентов для повышения ответственности, осознанности, самостоятельной  работы в требуемом направлении, т.е для сплочения коллектива.

Задача преподавательского коллектива, осуществляющего сопровождение профессионально-личностного становления студентов,- содействовать формированию позитивных психических состояний, постепенному закреплению и превращению их в профессиональные компетенции, и тем самым содействовать подготовке конкурентноспособных специалистов.